КРУПНОВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

Погиб(ла)
Учетные данные
г.р.: 
1909
область рождения: 
Калининская (ныне Тверская)
место рождения: 
Калининская (ныне Тверская) область, Овинищенский (ныне Весьегонский) район, Чернецкий (Острецовский) сельсовет, д. Комлево (Хмельнево)
место жительства до призыва: 
Калининская (ныне Тверская) область, Овинищенский (ныне Весьегонский) район, Чернецкий (Острецовский) сельсовет, д. Комлево
РВК: 
Овинищенский РВК, Калининская область (с июля 1941 г.)
звание: 
гвардии красноармеец
должность: 
стрелок
место службы: 
(бывш. 418 СП 133 СД ) 58 ГвСП 18 ГвСД (16 армия, Западный фронт)
день выбытия: 
9
месяц выбытия: 
4
год выбытия: 
1942
причина выбытия: 
погиб в бою
обл. выбытия: 
Смоленская (ныне Калужская)
место выбытия: 
д. Ново-Суково
опись: 
дело: 
лист: 
госпиталь: 
прим.: 

Считался пропавшим без вести.

Стрелок (бывш. 418 СП 133 СД ) 58 ГвСП 18 ГвСД (16 армия, Западный фронт) гвардии красноармеец Крупнов Николай Александрович (1909 г/р) погиб в бою на Суковском рубеже 9 апреля 1942 г. Похоронен в д. Ново-Суковка Юхновского района Смоленской (ныне Калужской) области.

С 20.03.1942 г. по 09.02.1943 г. 18 ГвСД вело тяжёлые оборонительные бои на Суковском рубеже протяженностью 15 км (деревня Ново-Суковка и Суковка), прозванном «Маленьким Севастополем». В дивизии получило широкое развитие снайперское движение. Инициатором был рядовой Икрам Ташметов, лично уничтоживший за 9 месяцев 105 фашистов — роту врага. Находясь длительное время в обороне и ведя активные оборонительные бои, части дивизии показали образец дисциплинированности, организованности и боевой сплоченности, за что командованию дивизии и всему личному составу командующим 49-й армии в приказе была объявлена благодарность. Только в 1944-м выжившие жители Юхновского района смогли убрать останки погибших на Суковском плацдарме — советских солдат, говорят, похоронили в братской могиле в 5 км от Суковки, возле поселка Долина у дороги А-130 (Варшавское шоссе).

На картах деревня Суковка есть. Указатель поворота на Суковку с трассы Вязьма — Калуга есть. Грунтовая дорога за этим указателем тоже есть. А вот деревни Суковка нет. Точнее, на месте деревни есть дачный поселок с тем же названием, который вымирает каждую зиму, но той деревни на пару сотен дворов, какой была Суковка до 1942 года, нет и, скорее всего, уже никогда не будет.

Места здесь весьма живописные, клин земли меж двух рек — Угры и впадающей в нее Рессы, леса, поле, милый среднерусский пейзаж. На правом берегу Рессы стоит деревенька Шуклеево, а на левом, на бывших колхозных владениях Суковки, туристы летом ставят палатки, грибники оккупируют окрестные леса в поисках вкусных трофеев. Никого из отдыхающих не удивляют люди с металлоискателями, которые ежегодно наведываются сюда, не удивляют гильзы в земле или куски ржавой колючей проволоки в мирном грибном лесу. Все здешние обитатели, постоянные и временные, знают историю этих мест. Знают, почему бывшее колхозное поле прозвали «полем чудес» и что за памятник стоит на развилке, справа от поворота на Суковку.

Памятник под сенью высоких елей выглядит скромно — стела и бетонная плита с металлической табличкой, цветы у подножия, искусственные и живые, тяжелая цепь ограды. Маленький мемориал всегда ухоженный, металл таблички чисто отполирован, чтобы хорошо читалась надпись: «ЗДЕСЬ, в междуречье Угры и Рессы в 1942 году, сдерживая натиск фашистов, насмерть стояли воины 49-й армии. „МАЛЕНЬКИЙ СЕВАСТОПОЛЬ“ называли тогда этот советский плацдарм за героизм и мужество его защитников. Поклонись этой земле, товарищ!».

У самой земли — еще одна табличка: «От коллектива завода стеклопластиков г. Ступино, Моск. обл. 1985 г.». Странный год установки военного памятника, загадочный завод стеклопластиков… Объяснение, однако, есть. Все местные знали, что из себя представляло суковское «поле чудес» после войны. В 1950-х старший агроном Климовской МТС Юхновского района С. Горелин облек свои впечатления в стихотворную форму: «Проводить надо борозду новую, уж никто не сорвет пахоты. Плугом вырыли бомбу пудовую и за хвост отшвырнули в кусты...». Старики рассказывали, что здесь «тракторист без бутылки не пахал, детишки пулеметные ленты вытаскивали»… Все поле было изрыто траншеями, что отмечено даже на послевоенных картах. Но в 1980-е колхоз решил провести мелиорацию, тяжелая техника копнула глубже — и вытащила из земли человеческие кости. Много. Очень много. Деваться некуда — поле все равно распахали под сельхознужды, но в память о погибших соорудили небольшой мемориал. Деньгами и материалами, очевидно, помогли товарищи из Ступино — на бывший плацдарм до сих пор приезжают ступинские поисковики.

Почему памятник не поставили раньше — тоже объяснимо. Сражение за Суковский плацдарм, или «Маленький Севастополь», — потрясающий, героический, страшный, но далеко не самый известный эпизод войны. Только в 1944-м выжившие жители Юхновского района смогли убрать останки погибших на Суковском плацдарме — советских солдат, говорят, похоронили в братской могиле в 5 км от Суковки, возле поселка Долина у дороги А-130 (Варшавское шоссе). Трупы немцев закапывали на месте, в траншеях возле Рессы. Обезвредили найденные мины, вывезли и отправили на переплавку крупные обломки военной техники и снарядов. Начали налаживать мирный быт. Монументальное возвеличивание подвига советского народа в войне началось только после смерти Сталина, до этого скромные обелиски ставили в основном на братских могилах. Такой установили и над могилой в поселке Долина — о том, что происходило в районе Юхнова во время войны, достаточно говорит один факт: в Долину привозили и хоронили останки советских бойцов вплоть до 2003 года. Под небольшим холмом с «типовым» памятником солдату лежат почти 6000 человек. И это только в одной братской могиле возле маленького поселка…

Так поле возле Суковки осталось без памятника — официальной братской могилы здесь не было. Первый мемориал появился только в 1985-м, после обнаружения крупного захоронения, но в некотором смысле именно он, скромный дар Ступинского завода стеклопластиков, помог сохранить память о сражении, продолжавшемся здесь 11 (одиннадцать) месяцев. Одно дело — устная память, другое — высеченная на металле: упоминание «Маленького Севастополя» на памятной табличке наверняка интриговало туристов, они начинали расспрашивать жителей, выяснением деталей занялись местные краеведы, место стало знаменитым среди поисковиков…

Память сохранялась и распространялась, так что в 2012-м именно Суковский плацдарм был выбран местом сооружения нового военного мемориала. Суковка находится на территории национального парка «Угра», занимающегося сохранением не только природного, но и исторического наследия. На суковском поле реконструировали траншеи и места пулеметных гнезд, деревянные ДЗОТы и бревенчатые оборонительные валы, устроили смотровую площадку и место для кемпинга. С мостика через Рессу видны и наши, и немецкие позиции — разглядывая с моста здешнюю пастораль, можно попытаться представить, какой ад творился на этом двухкилометровом участке земли почти целый год.

Книга Памяти Тверской области (Весьегонский район): "...КРУПНОВ Николай Александрович, род. 1909, дер. Хмельнево. Чернецкий сельсовет. Рядовой. Пропал без вести, июль 1942 г".

Крупнова Евдокия Васильевна - вдова фронтовика.

http://www.pobeda1945.su/frontovik/94540/

Используемые сокращения
0 - сведения районных военкоматов, 1 - Центральных архивов МО РФ, 2 - с места гибели и от поисковых отрядов,. 3, 5 - от родственников и из других источников, К - из книг Памяти других регионов, И - из интернета, П в прим.- плен,. Г - карточка немецкого архива о пребывании в плену, Ж - вернулся из плена или с фронта живым,. Ф - из Книги Памяти Финской войны, п- погиб, б - без вести.

 

Помочь Мемориалу Великой отечественной войны www.kremnik.ru


Владелец домена, создание и сопровождение сайта — Елена Сунгатова.
Первоначальный вариант Книги Памяти (2007 г.) предоставлен — Михаилом Черепановым.
Время генерации: 0.085 сек