ПРИЗНАТЬ ПОГИБШИХ ПОГИБШИМИ

И.И. ИВЛЕВ, заместитель председателя Совета
Общероссийской общественной организации "Поиск"

info@soldat.ru

В соответствии с Повесткой дня общественных слушаний "Об увековечении памяти погибших в годы Великой Отечественной войны защитников Отечества" от 27 февраля с.г. сообщаю свою точку зрения на часть вопросов:

По вопросу 1: "О предложении ряда общественных организаций о признании всех пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны защитников Отечества - погибшими".

На мой взгляд, необходимо инициировать разработку и рассмотрение в Государственной Думе ФС РФ федерального закона "О военнослужащих, пропавших без вести при защите Отечества", чьи временнЫе рамки шире периода Великой Отечественной войны. Это связано с тем, что пропавшие без вести военнослужащие имеются не только за период 1941-45 гг., но и до, и после этих военных событий.
В Западной Германии подобный закон был принят в 1951 г. Он позволил начать и до 1965 г. завершить титаническую работу по выявлению списочного состава всех подразделений германских вооруженных сил и определить путем анализа документов и опроса всех уцелевших сослуживцев, в т.ч. вернувшихся из советского плена, судьбы тех немецких воинов, о чьей судьбе не было известно к моменту начала работы. Т.е. выявить судьбы большинства пропавших без вести, кои не были известны родственникам. В результате этой работы численность пропавших без вести снизилась с нескольких миллионов всего до 80000 чел. Это произошло благодаря тому, что в германских вооруженных силах имелся двойной учет военнослужащих - поименный и пожетонный. Если часть информации могла быть утрачена на пути в архив (например, поименная), то сведения о движении номерных жетонов в подразделениях подавались по инстанции 1 раз в 5 суток и всегда дополняли именные данные о потерях за тот же период. И если человека не было в поименном донесении, то наличие его номерного жетона в донесении о движении жетонов становилось источником информации о судьбе, поскольку были сохранены ведомости сопоставления имен и номеров жетонов. Опрос сослуживцев и анализ архивных боевых документов в отношении каждого пропавшего воина позволял точно определить - где и когда воин мог погибнуть. При опросе уцелевших сослуживцев в случае неизвестности судьбы воина для них вердикт выносили "по общности судьбы" с другими воинами, кто погиб в данном подразделении в данном месте в пределах 5 суток.
В начале 90-х гг. Германия обратилась к руководству России с просьбой собрать поименные сведения о попавших в плен немецких военнослужащих. В течение 2 лет архивисты ЦАМО РФ выбрали из всех документов разведотделов всех фронтов, армий, корпусов, дивизий, бригад РККА упоминания конкретных ФИО и передали их германской стороне. Также ей были переданы списки лиц, официально пребывавших в советском плену в лагерях военнопленных. Тем самым после сопоставления со списками остававшихся учтенными пропавшими без вести немцам удалось дополнительно уточнить сведения и перевести несколько сот тысяч своих соотечественников из статуса "пропавший без вести" в статус "погибший".
Таким образом и осталось действительно неизвестных судеб германских военнослужащих всего 80000. Т.е. германское государство сумело сделать всё или почти всё в отношении своих воевавших граждан.

Принятие в России федерального закона " О военнослужащих, пропавших без вести при защите Отечества " позволит на официальном уровне определить их статус.

На слушаниях высказаны 2 предложения:
а) признать всех пропавших без вести воинов - погибшими ввиду давности событий и морального долга перед памятью погибших, в т.ч. безвестно погибших;
б) не признавать всех пропавших без вести воинов - погибшими ввиду большого количества коллаборционистов, т.е. лиц, скомпрометировавших себя службой в интересах противника.

Должен сказать следующее. Официально в период 1941-45 гг. в рядах советских Вооруженных Сил пребывало 35 млн чел., в т.ч.:
- довоенная кадровая армия (РККА, РКВМФ) и войска НКВД (ВВ и ПВ) - 5082305 чел.;
- мобилизовано в ряды ВС СССР в 1941-45 гг. с повторно призванными - 32578798 чел., в т.ч. 570000 женщин;
- всего ресурс 37661103 чел.
Из них погибло, пропало без вести, умерло от ран от 19,4 до 20,5 млн чел. Простейший пример без погружения в тонкости вопроса подтверждает эти данные:
- на 01.07.45 в рядах ВС СССР вместе с войсками НКВД находилось 12839900 чел. (включая повторно призванных);
- разница ресурса за 1941-45 гг. и наличия на 01.07.45: 37661103 - 12839900 = 24821203 чел. - это утраты л/с за 1941-45 гг.;
- из них комиссовано инвалидов (за вычетом повторно призванных) - 3465100 чел.;
- вернулось из плена (за вычетом повторно призванных) - 949304 чел.;
- осуждено с убытием из ВС СССР и направлением в места заключения - 436600 чел.;
- демобилизовано специалистов для передачи в народное хозяйство - 94730 чел.;
- не разыскано дезертиров - 212400 чел.;
- "невозвращенцы" с Запада - бывшие военнослужащие - 250000 чел.;
- всего безвозвратные потери:
24821203 - 3465100 - 949304 - 436600 - 94730 - 212400 - 250000 = 19413169 чел.
- из них упомянуты поименно погибшими в именном учете потерь РККА, РКВМФ, НКВД всего 8 млн чел. (6,8 млн - по донесениям войсковых частей, 1,2 млн - умершие в лечебных учреждениях, пропавшие без вести исключены);
- следовательно, пропавшими без вести могут считаться около 19,41 - 8 = 11,41 млн чел.

Коллаборационистов начитывается около 1,5 млн чел. В частности, только "хиви" (Hilfswilligen - добровольные помощники") и "фрайвиллиге" (Freiwilligen - добровольцы) по официальным немецким данным насчитывалось свыше 1 млн чел. Остальные 0,5 млн чел. - лица, участвовавшие во всякого рода войсковых формированиях вне вермахта, люфтваффе и кригсмарине (в т.ч. казачьих, национальных и т.п. - есть обширная справка по ним). Более того, в рядах 3,1 млн капитулировавших в мае 1945 г. военнослужащих германских вооруженных сил находилось 0,7 млн бывших советских граждан (23 %), в подавляющем большинстве - бывших военнослужащих ВС СССР. Т.е. будучи в нашем учете пропавшими без вести, на самом деле они остались в живых и служили у противника.

Соответственно, 1,5 млн чел. от ресурса ВС СССР 35,423 млн чел. составят всего 4,2 %, а от численности пропавших без вести (11,41 млн чел.) доля коллаборационистов составит 13 %.

Резонен вопрос: можно ли отказывать в статусе "умерший" (согласно Гражданского кодекса РФ, ст. 45) 87 % безвестно погибших воинам из-за 13 % оставшихся в живых коллаборационистов, если рассчитывать их величины от общей численности пропавших без вести? Ответ очевиден - отказывать нельзя. Более того, в предлагаемом законе им следует присвоить статус "погибший при защите Отечества" в том же ракурсе, в котором в каждом извещении о гибели военнослужащего в период войны для родственников было ясно обозначено следующее: "Настоящее извещение является основанием для возбуждения ходатайства о пенсии на основании Приказа НКО № 138 - 1941 г.". Т.е. в отношении них должно быть актуальным всё действующее законодательство РФ. Размытость их статуса должна быть устранена.

В рамках принятого федерального закона " О военнослужащих, пропавших без вести при защите Отечества " необходимо разработать механизм, благодаря которому воин, на кого не имеется компрометирующих сведений в компетентных органах, автоматически на основании статьи 45 Гражданского Кодекса РФ признается умершим после истечения 2 лет от окончания боевых действий. Вслед за этим вступают в силу все механизмы, предусмотренные законодательством РФ в отношении умерших граждан (в т.ч. наследственные). Причем этот механизм должен быть прямого действия, т.е. родственник не должен ничего доказывать в судах (как это имеет место сейчас). Ему лишь необходимо в соответствии с новым законом обратиться в компетентный орган за справкой, удостоверяющей отсутствие компрометирующих сведений. Отсутствие сведений о человеке в этом органе согласно предлагаемого федерального закона фактически будет являться документальным подтверждением факта безвестной гибели человека и основанием для осуществления иных процессуальных действий.

Нюанс тут следующий. Лица, сотрудничавшие с противником и/или находившиеся в войсковых формированиях, взаимодействовавших с противником (13 %), как правило, учтены пропавшими без вести в учете потерь личного состава ВС СССР (11,41 млн чел.). Т.е. не погибли безвестно, как большинство других (87 %), кто числится пропавшими без вести. Соответственно, наличие компрометирующих сведений о них свидетельствует о том, что это лицо, выбыв из рядов личного состава ВС СССР, не погибло безвестно в бою, а осталось живым. В связи с этим его нельзя автоматически признавать "умершим" и нельзя в отношении него применять иные нормы законодательства РФ, пока не будет доказано обратное.

Как узнать - есть ли в отношении пропавшего без вести воина компрометирующие сведения, т.е. остался ли он живым после выбытия из рядов ВС СССР? Для этого необходимо в каждом региональном управлении ФСБ и МВД, что несложно, собрать поименные биографические сведения о лицах, находившихся у них на учете в качестве:
- служивших в органах власти, полиции, вооруженных силах бывшего противника;
- осужденных за сотрудничество с бывшим противником;
- находившихся в розыске за совершение военных преступлений.
Для централизации этих сведений нужно определить орган, который может принять их и сопровождать, т.е. отвечать на запросы граждан и официальных инстанций. На мой взгляд, таким органом может стать архив ФСБ в г. Омске, для которого подзаконным актом нужно установить дополнительный штат сотрудников и финансирование.

По вопросу 2 Повестки дня: "О ситуации с выплатой вкладов, начисленных Госбанком СССР ветеранам Великой Отечественной войны".
Согласно информации выступившего на слушаниях заместителя директора Департамента полевых учреждений Центробанка С. Татаринова, ведомством создается электронная база данных лицевых счетов вкладчиков - воинов ВС СССР, сделавших вклады в период 1941-1945 гг. (всего 2,6 млн вкладов). Докладчик отметил, что в соответствии с законодательством РФ, сведения о вкладчиках являются банковской тайной. Однако, учитывая:
- уничтожение в 50-х гг. прошлого века послужного учета военнослужащих рядового и сержантского состава,
- неполный учет в картотеке потерь ЦАМО РФ десятков тысяч погибших и пропавших без вести офицеров,
- повышенный общественный интерес к вопросу;
- и возможность установления последних мест службы пропавших без вести воинов из сведений их вкладов
представляется целесообразным рекомендовать Департаменту полевых учреждений Центробанка РФ в установленном порядке передать после окончания создания усеченную версию базы данных о вкладчиках времен 1941-1945 гг. в распоряжение Управления МО РФ по увековечению памяти о погибших при защите Отечества для последующего включения в ОБД "Мемориал". Т.е. структура усеченной базы данных могла быть представлена следующим образом:
Фамилия, имя, отчество, год рождения, звание, должность, войсковая часть открытия вклада (действительное и условное наименования), дата открытия вклада, дата последнего поступления средств от вкладчика, заверенная его личной подписью.
Это позволяет идентифицировать воина и установить войсковую часть и дату, на которую он был еще жив. Соответственно, в ЦАМО РФ можно поднять документы фонда хранения этой в/ч и навести справки по службе воина. Возможно, что он отсутствует в централизованном учете потерь, но в документах самой в/ч учтен погибшим с точными местом и датой. Таких случаев в поисковой практике многие тысячи.
Прецедент передачи подобной усеченной версии именной базы данных уже имеется и размещен в ОБД "Мемориал". Речь идет об оцифрованной картотеке пребывавших в плену советских воинах на основании документов (карточек), хранящихся в Российском государственном военном архиве. Формальным владельцем данного депозитария является управление ФСБ по г. Москве и Московской области. Именно оно разрешило оцифровать и разместить в ОБД "Мемориал" усеченную версию сведений из карточек, которые позволяют идентифицировать воина родственникам, после чего те могут обратиться с запросом в управление ФСБ для получения расширенной информации.
В случае с базой данных лицевых счетов воинов-вкладчиков Центробанка РФ можно и нужно реализовать тот же самый принцип. Причем включение этой усеченной базы данных в ОБД "Мемориал" позволит родственникам обращаться и в ЦАМО РФ, и через нотариуса в Центробанк России.

И касательно индексации невыплаченных вкладов. На 1 января 1952 г. общая сумма невыплаченных вкладов составила 574,7 млн рублей. До 1997 г. выплачено 88 % вкладов в номинале 1952 г. В современном номинале после деноминаций невыплаченный остаток составляет 69000 рублей. Представляется целесообразным для восстановления исторической справедливости индексировать невыплаченные вклады (12 *wacko* до уровня номинала 1952 г. Публикация усеченной базы данных вкладчиков в ОБД "Мемориал" с пометкой "вклад востребован" или "вклад не востребован" может позволить родственникам выступить с ходатайством в нотариальные органы для возбуждения наследственного дела, в рамках которого только нотариус может обратиться в Центробанк с просьбой выплатить вклад законному наследнику.

Ключевые слова: 

 

Помочь Мемориалу Великой отечественной войны www.kremnik.ru


Владелец домена, создание и сопровождение сайта — Елена Сунгатова.
Первоначальный вариант Книги Памяти (2007 г.) предоставлен — Михаилом Черепановым.
Время генерации: 0.099 сек