Ищу деда Трусова Даниила Фомича

ДЕД

Мой дед, Трусов Даниил Фомич, родился в 1899 году. В метрических книгах Успенской церкви Сутоки Себежского уезда Витебской губернии за 1899 год имеется запись о рождении 17 декабря и крещении 19 декабря 1899 года Даниила, сына крестьянина деревни Сысоева Сутоцкой волости Фомы Ананьева и законной жены его Параскевы Антоньевой, оба православные. В современном изложении имена и отчества родителей следует читать так: «Фома Ананьевич и Прасковья Антоновна».
Из рассказов родственников я смог узнать, что помимо Даниила в семье Фомы Ананьевича и Прасковьи Антоновны были сыновья Яков, Илья, Андрей, Антон и сестра Елена. Из родственников деда мне известно только об Андрее и Елене. Андрей Фомич вместе с Даниилом Фомичем до войны проживали на хуторе недалеко от деревни. Андрей Фомич имел сыновей Павла, Владимира, Федора и дочь Ирину. От жены Федора Тамары Дмитриевны я и узнал о родственниках деда. Именно к Федору, своему двоюродному брату, проживавшему в Старицах, неоднократно после войны приезжали мой отец и тетя Зина.
На начало войны дед проживал в деревне Сысоево с семьей: женой Трусовой, урожденной Бородкиной, Марией Логиновной, дочерью Зинаидой, сыном, моим отцом, Евгением и тещей Евгенией Яковлевной. Деревни уже нет, осенью 1943 года ее сожгли немцы. Место находится в километре на северо-востоке от деревни Старицы, которая и сейчас стоит на дороге Сутоки-Лопатово.
В документах архивного фонда Исполнительного комитета Идрицкого районного Совета рабочих, крестьянский и красноармейских депутатов в списке военнообязанных по Красному сельсовету за № 54 записан Трусов Даниил Фомич, 1899 года рождения по деревне Сысоево. Список ориентировочно датирован 1932 годом.
Из воспоминаний отца: «Что я помню о своем отце? Я был совсем маленьким. Он вернулся с финской. Большая трехлинейка висела на гвозде в комнате. Я хотел дотянуться, но, сорвавшись с гвоздя, она свалилась на меня, ударила прикладом так, что я потерял сознание». О том, что ее отец воевал в финскую войну, вспоминала и тетя Зина.
Недавно я нашел адресованное отцу письмо, написанное накануне 1982 года. Письмо подписано именем Женя. На конверте указано, что письмо отправлено из города Львова Трусовым Е.А. Судя по фамилии и инициалам на конверте, имени, которое указано в письме, и тому, что в письме человек называет себя братом отца, я сделал вывод, что это сын Антона Фомича Трусова, родного брата моего деда. Вот несколько строк из этого письма: «Твое лицо мне напомнило образ твоего отца Даниила Фомича. Последнюю встречу с ним я помню, когда он возвращался домой с финской войны. Он сидел на телеге и ехал по деревне Старицы, и я как-то там оказался. Еще один раз я был у вас где-то осенью 1940 года, к вам приезжала жена Николая Фомича. У вас была большая застолица. Ты еще пешком ходил под стол. Других встреч с ним не помню».
Когда началась Великая Отечественная Война, он среди первых ушел на фронт. Судя по всему, он участвовал в боях под Великими Луками.
Из воспоминаний отца: «Во время войны наша тетя получила письмо от товарища отца о том, что он был тяжело ранен и контужен под Великими Луками. Санитарный поезд, в котором находился наш отец, подвергся налету фашисткой авиации. Среди убитых и раненых отец не обнаружен. В 1963 году я впервые после войны приехал на родину, нашелся через переписку двоюродный брат. Посетил место, где когда-то была деревня. Настроение не передать на бумаге. У брата поинтересовался, что он знает о судьбе моего отца. Он дал мне понять, что ничего определенного не может рассказать. Но вот что он знает из рассказа очевидцев. Полицаями был задержан и в обезображенном виде с выколотыми глазами повешен мужчина. Для устрашения окружающих висел целую неделю. Очевидцы признавали в нем нашего отца… На Псковщине есть город Невель, откуда приехали люди, якобы узнавшие в висевшем своего отца». Данные события описываются отцом со слов его двоюродного брата Федора Андреевича. Это события того предположительно периода ноября 1943 года, когда моя бабушка, отец и его сестра были чуть ранее, ориентировочно в начале осени угнаны в Идрицу, затем в Германию, в концлагерь Дахау близ Мюнхена, а территория, где была деревня, еще не была занята наступающими Советскими войсками, которые уже взяли к этому моменту Невель. Теща его, старая полуслепая женщина, была сожжена немцами в доме, когда угоняли в Идрицу, жена навсегда осталась узником немецкого лагеря, живы остались только дети. Обо всем этом дед не знал. Был ли тот мужчина мой дедушка, или это был иной человек, в настоящее время не известно. Ссылки отца на разговор с дядей Федей, а также период, в который эти события происходили, сходятся с информацией, отраженной в Книге Памяти Псковской области.
Уже в настоящее время с помощью архива я натолкнулся на запись о моем деде в Книге Памяти Псковской области. По Пустошкинскому району в «Списках воинов-земляков, погибших или пропавших без вести на фронтах Великой Отечественной войны» на стр.174 значится: «Трусов Даниил Фомич, красноармеец, р.1902 г., Себежский р-н, Красный с/с, д.Сысоево, пропал б/вести в ноябре 1943 г.» При некоторой неточности в годе рождения и условии, что Себежский район, а вернее было бы Себежский уезд, указан как место рождения, а не проживания на момент начала войны, эта информация именно о моем деде. Указание об этом по Пустошкинскому, а не Идрицкому району, связано с ошибкой при составлении Книги. Из письма, посланного из военкомата, следует, что в архивных документах по Пустошкинскому району данных о призыве Трусова Даниила Фомича нет. При этом в архивных документах имеется корешок о вручении извешения о пропаже без вести, которое вручено дочери райвоенкомом 12 декабря 1947 года. Извещение было вручено тете Зине. Они вручались на основании именных списков, которые составлялись как уточненные, после войны на основании заявлений тех же родственников, которые в войну не получили о своих никакой информации. Очевидно тетя, как старший ребенок и написала в военкомат, а Пустошкинский, потому что там жила после войны. Из этого военкомата дед очевидно и попал в Книгу Памяти.
Я неоднократно писал запросы в ЦАМО Подольск, УФСБ Псковской области, архивы Тверской области, но никакой информации о деде периода войны не получил. Информации о нем нигде нет.
На сайте ОБД Мемориал есть информация, основанная как раз на обстоятельствах, установленных в 1947 году со слов тети. Дед числится пропавшим без вести с ноября 1943 года.
Случай с мужчиной не понятен. Изверги его мучали, когда фронт был на расстоянии около полусотни километров. Если это дед, как он попал туда. Дед ли это был. Вопрос. Хотел послать письмо в Невельскую газету, или на сайт, но ничего толкового не нашел.
У меня имеется единственная фотография, на которой изображен дед. На пожелтевшем снимке молодые люди одинакового возраста: матрос в бескозырке с надписью на ленточке «Балтийский флот» и такой же молодой человек в косоворотке и теперь уже не модном пиджаке. Им здесь одинаково, около двадцати, с разницей, может быть год-два. Это фотография деда вместе с моим отцом. Фотографию передала мне тетя Зина. Судя по всему, она сделана в фотоателье в 50-х начале 60-х годов из двух фотографий моего деда и отца. Фотография деда, наверное, была единственным его изображением, сохранившимся с войны. Отец – молодой матрос Балтийского флота. Фотография его, скорее всего, была сделана в период его нахождения в «учебке», где он был с осени 1958 по осень 1959г. Думаю, тетя хотела сделать приятно брату. Так и смотрят с фотографии отец и сын. Наверное, они похожи. Честно говоря, изображение деда мне больше напоминает моего двоюродного брата, младшего сына тети.
Такая судьба. Ушел человек на войну и неизвестность. Буду благодарен получить любую информацию. Ветер, я на Вас рассчитываю.

Номер записи 403039099
Фамилия ТРУСОВ
Имя Даниил
Отчество Фомич
Дата рождения __.__.1902
Дата выбытия __.11.1943
Название источника информации Книга памяти. Псковская область. Том 16

http://obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=KPVS/01/KPPskovskOblTom16...

Жизнь – это одна из удивительнейших загадок природы. У людей разное отношение к жизни, поэтому и живут все по – разному.
НЕ надо мстить - Мудрее будьте. Зачем вам горе от ума?!

Уважаемая Hatira, спасибо, но если Вы заметили в вопросе эта информация известна. Вся сложность в том, что человек был призван РВК в первые часы, хотя по возрасту не был обязан, и больше никакой информации. Запись в Книге сделана по спискам РВК, которые составлялись по заявлениям родственников, не имевших информации в 1947. Дочь написала. А по армейским никакой информации, как будто не призывали человека. Я рассчитываю. Обяжете.

 

Помочь Мемориалу Великой отечественной войны www.kremnik.ru


Владелец домена, создание и сопровождение сайта — Елена Сунгатова.
Первоначальный вариант Книги Памяти (2007 г.) предоставлен — Михаилом Черепановым.
Время генерации: 0.082 сек