25 АВГУСТА – ДЕНЬ ПАМЯТИ ГРУППЫ КУРМАША-ДЖАЛИЛЯ

Фарит Батталов

В 2012 году исполнится 68 лет казни в фашистском плену группы подпольщиков, пока больше известных через имя одного из них – Мусы Джалиля. Но, несмотря на появление новых фактов, и такой солидный срок пока не сильно прояснил представления о них широкой общественности.
Например, профессор МГИМО МИД России Абдулхан Ахтамзян в своей книге «Муса Джалиль и его соратники в Сопротивлении фашизму», изданной к 100-летию со дня рождения Джалиля, сообщает, что ещё в январе 2002 года делегация Лиги российско-германской дружбы получила в Берлине копию ранее неизвестного приговора названным подпольщикам. По словам профессора, этот «Документ даёт юридическое основание, чтобы считать группу Курмашева группой Сопротивления нацизму. …Эту группу советских военнопленных татарского происхождения правильнее и точнее было бы называть «Группой Курмашева» (стр. 113).
Хорошо, что организаторы традиционных митингов в память казнённых всё чаще стараются упоминать и других писателей, погибших на войне, и товарищей Джалиля, но и в 2011 году время от времени звучало знакомое: «…Джалиль – вечен! Джалиль бессмертен!». Не приходится удивляться, что в последующих телерепортажах отозвалось, как эхо: «Сегодня – день памяти Мусы Джалиля»; «Десятки людей пришли сегодня на площадь Первого Мая почтить память Мусы Джалиля»; «Сегодня – 67 лет со дня гибели великого татарского поэта… гениальный лирик…».
Вынужден привести на это ещё одну цитату Ахтамзяна: «В связи с тем, что о Мусе Джалиле сказано много в разных публикациях, считаю, что было бы справедливо продолжать поиски фактов и свидетельств и о других казнённых в Берлине наших соотечественниках. Имена их много лет пребывали на втором плане. Прежние власти так и не сняли с них клеймо националистов,.. а последующие, видимо, не хотят признать подвиг советских патриотов» (стр. 85). Могу добавить, что биографии «джалильцев», а точнее, курмашевцев, до сих пор ждут в музее Германского Сопротивления в Берлине.
Упорное выделение Джалиля из его окружения, я считаю, укрепляет некоторых в их сомнениях в добром имени его товарищей. Наглядный пример тому – доносы на них некоего Эстрина Е. А., последний из которых – от 15 января 2011 года, в аппарат президента России об «идеологической диверсии» - об установленных «в центре Казани барельефах десяти предателям и пособникам фашистов». Автора не интересует, что погибшие в фашистском плену члены группы Г. Курмаша давно реабилитированы со стороны органов государственной безопасности, что в Германии бережно хранят память о них, что за свой подвиг они посмертно награждены орденами, наконец, что ему не раз вежливо разъясняли историю этого вопроса. Но формальная реабилитация подпольщиков со стороны «компетентных органов», естественно, не вызвала автоматически их реабилитации в представлении широких слоёв населения, поскольку, к сожалению, наша творческая интеллигенция, начиная с момента присвоения Джалилю звания Героя Советского Союза, посвящала свои произведения фактически только ему. Иначе чем объяснить бросающуюся в глаза красноречивую избирательность в посланиях Эстрина: называние десяти подпольщиков предателями без всякого упоминания Джалиля - одного из равных товарищей этих «десяти»? И какая принципиальная разница между его «предупреждениями» и скандально известной пьесой «Крах плана «Барбаросса», авторы которой, по выводам суда, опорочили честь М. Джалиля? Неужели дело лишь в том, что у Джалиля есть звание Героя Советского Союза, благодаря чему его дочь даже сочла возможным обратиться с жалобой на авторов пьесы сразу к президенту республики Татарстан? Тогда что остаётся делать родным и землякам того же Гайнана Курмаша, которого до сих пор не признают публично организатором и руководителем их подпольной организации?
Начиная с 2001 года, из общедоступных книг я узнавал любопытные факты о возможных причинах разоблачения подпольной организации группы Курмаша. Михаил Черепанов, заведующий Казанским Музеем-мемориалом Великой Отечественной войны, ознакомил меня с письмами бывших легионеров писателю Рафаэлю Мустафину, которые тот завещал Михаилу. По их словам, эта история обстояла так. Подпольщик Рушад Хисамутдинов предложил некоему Исхакову Ситдику стать пропагандистом, а тот завербовал Ямалутдинова Махмута для слежки за легионерами. Вскоре Ямалутдинов нашёл в матрасе одного из них прокламации, а в августе 1943 года он доложил Исхакову, что А. Баттал привёз из Берлина антифашистские листовки. После доклада об этом немецкому начальству на второй день арестовали нескольких легионеров, и первыми – Сейфульмулюкова, Батталова, Хасанова.
Всё это противоречит статьям и художественным произведениям, посвящённым истории этой группы. С 2008 г. я неоднократно просил всех писателей, с кем смог связаться, ознакомиться с найденными фактами, приведёнными мною в статье «Абдулла Баттал: отстоять доброе имя», размещённой в интернете (с 2009 года – на данном сайте http://kremnik.ru/). С тех пор трое из писавших на тему подвига подпольщиков, называемых джалильцами, умерли, остальным пятый год «пока некогда». Исключением оставался преподаватель Казанского государственного университета, академик Талгат Галиуллин, за что ему искреннее спасибо. А 9 сентября 2011 г. мне ответил драматург Туфан Абдуллович Миннуллин, автор пьесы «У совести вариантов нет» («Моңлы бер җыр»). Он сказал, что я всё написал правильно, и что он выбросит из пьесы слова «Абдуллы Баттала» о признании им своей доверчивости, приведшей к аресту подпольщиков.
Оказалось, некоторые из свидетельств по истории деятельности группы Курмаша были известны с 1980-х годов, но о них не говорили - видимо, потому, что к тому времени укрепилась официальная версия истории с образом идеального руководителя и – что поделать – с простоватым членом группы, доверившимся провокатору.
Своё последнее интервью Туфан Миннуллин дал для передачи «В плену слухов» - о соратнике Г. Курмаша Абдулле Баттале, но он не застал её выхода в эфир (24 июня 2012 г. по каналу ТНВ). Вот некоторые его слова, не вошедшие в передачу: «Когда изучали биографию джалильцев, эта мысль была, что он проболтался. Но потом выясняется, находятся другие люди, факты...»; «Командиром был Курмаш, а Джалиль – вдохновитель... Курмаша, наверное, недостаточно поднимаем, чтобы не заслонил образ Джалиля»; «Это, скорее всего, наша недоработка, в то же время и нашего правительства... Когда мы научимся писать о человеческом подвиге независимо от строя существующего, вот тогда, может быть, люди поймут...».
Жаль, что некоторые подробности и такие слова «от сердца» приходится слышать от уважаемых людей лишь после их смерти, как произошло и с перепиской Рафаэля Мустафина. Но признать правду никогда не поздно; хорошо бы хоть к 70-й годовщине казни членов группы Курмаша...

Фото: 
Ключевые слова: 

Комментарии

добрый вечер! я внук фаттахова бахтияра.хотелось узнат о нём по больше информации .где он воевал каких частей и как погиб.если кто нибудь знаеть онём что нубудь напишите пожалуйста.

 

 


Владелец домена, создание и сопровождение сайта — Елена Сунгатова.
Первоначальный вариант Книги Памяти (2007 г.) предоставлен — Михаилом Черепановым.
Время генерации: 0.108 сек