ОТСТОЯТЬ ДОБРОЕ ИМЯ: продолжение истории

Фарид Баттал

Стенд в музее деревни, посвящённый З. Хасанову

Предлагаю читателям описание событий, произошедших после моей поездки в Германию в 2009 году – как продолжение статьи «Абдулла Баттал: отстоять доброе имя».
В сентябре 2009 г. мы послали в Берлинский музей Германского Сопротивления биографию дяди Абдуллы (на немецком языке), а позже – несколько фотографий: 1949 г. - почти всей семьи Батталов, кроме погибших на войне Галимзяна и Абдуллы, и примерно 1928-1930 годов – его брата Салиха с Джалилем, снявшихся вдвоём в Москве. В ответ мы получили от сотрудника музея господина Хербста «herzlichen Dank fur die Fotos» (сердечное спасибо) и сообщение, что полученные сведения войдут в их базу данных «Totenbuch Plotzensee».

Семья Якуповых

Благодаря нашим знакомым Гаязутдиновым из Йошкар-Олы я связался с заведующей музеем Гайнана Курмаша в д. Куянково Параньгинского района республики Марий Эл Файрузой Вагизовой и договорился с ней о своём визите к ним. Так 22 декабря 2009 г. я с сыном Камилем смог посетить Куянково. После ознакомления с музеем я рассказал ученикам 7-10-х классов о нашем пребывании в Германии, передал им копию свидетельства о смерти дяди и диск с видеозаписью о поездке. Предложил присутствовашим на встрече послать в Берлинский музей биографию Курмаша. Мы посетили на дому дальних родственников Курмаша - Разыю Габделгазизовну Газизову, 1919 г. рождения, её младшего брата Жаудата (1931 г.р.) и Манфусу Такиевну Гайнетдинову (1925 г.р.).

В посёлке Джалиль - Ф. Салихов, Зина и Алмас Якуповы

Они рассказали всё, что знали о своём родственнике-герое, а я записал их рассказ на видеокамеру. Меня тронула эта встреча с ветеранами: они готовились к нашему приходу, волновались, как будут выглядеть. Разыя апа, которой 2 января 2011 г. исполнилось 92 года, потеряла мужа в начале войны. Она практически не видит, живёт с братом Жаудатом. Манфуса апа, выходя к нам со всеми имеющимися у неё документами, сказала, что специально перед нашей встречей приняла необходимые лекарства...
Некоторые новости, конечно, вызвали у меня сожаление. Файруза ханум и не слышала, что члены «группы Джалиля-Курмаша» посмертно награждены орденами Великой Отечественной войны и «Великая Победа». Возможно, их передали родной сестре Курмаша Дание, живущей в Казахстане. Вопрос об установке в райцентре Параньга памятника Курмашу – признаваемому руководителем подпольной группы! – заглох. К ним давно не приезжают писатели из Татарстана (а ведь в феврале 2009 г. исполнилось 90 лет со дня рождения Гайнана Курмаша, но об этом не упоминали и в Казани на митинге 25 августа – ФБ). Наконец, почему 26 августа 2008 г. сотрудница музея-квартиры Джалиля в Казани сказала мне, что Курмаш, окончивший разведшколу, не знал татарский язык? Куянковцы, удивляясь такому моему вопросу, отвечали: «Да он носил Джалилю «вот такую пачку» своих стихов на татарском для рецензии, играл в спектаклях...» И Фарит Султанбеков говорит в своей книге: «Гайнан был... достаточно хорошо образован, говорил на литературном татарском» (стр. 19, 157).

В доме Якуповых - Ф. Батталов, дочь Алмаса Ильзира, А. Закирзянов.jpg

В январе 2010 г. из одной газеты я узнал, что у учителей истории Сармановского района Татарстана есть свой сайт (istoriki.ucoz.ru). Обратившись к администратору сайта, я поинтересовался родственниками «джалильца» Зинната Хасанова, родившегося в д. Иске Кәшер (Старый Кашир) Сармановского района. Администратор Ильдус Махмутов дал мне адрес, по которому я связался со школьным учителем истории этой деревни Фаритом Салиховым. Фарит Салихов ответил, что есть два племянника Хасанова – Алмас и Зиннатулла; в деревенском Доме Культуры действует музей, в котором значительное место отведено Зиннату Хасанову; этим музеем, как и деревенской библиотекой, заведует супруга Алмаса Якупова Зина. 12 марта я передал Фариту Салихову просьбу господина Хэрбста, а 20 апреля он сообщил, что они передали в Берлин биографию Зинната Хасанова на английском языке и получили ответ с благодарностью и заверением, что она тоже будет использована в проекте «Totenbuch Plotzensee».

44 М. Гайнетдинова

Было приятно, что на митинге 25 августа 2010 г. было уделено внимание товарищам Джалиля, в связи с чем даже были приглашены родственники некоторых из них и им была предоставлена возможность выступить. Благодаря этому я познакомился с Зиннатуллой Хасановым и его женой Галиёй.
После знакомства с Фаритом Салиховым я начал задумываться и о поездке в Старый Кашир. Договорились, что я приеду к ним весной 2011-го. Но в начале февраля мне позвонил директор их школы Дамир Ядкарович Курмашев с предложением приехать в посёлок Джалиль для участия в научно-практической конференции, посвящённой 105-ой годовщине со дня рождения Мусы Джалиля, затем посетить музей посёлка и музей в деревне Старый Кашир. В результате я и ещё один приглашённый – преподаватель татарского языка Казанского государственного университета Альфат Максумович Закирзянов – на присланной за нами машине вечером 17 февраля прибыли в посёлок нефтяников Джалиль Сармановского района. Конечно, в пути мы увлеклись разговором на тему «джалильцев»; шофёр Заки, слушая нас, задавал вопросы.

43 Р. Газизова, Жаудат

Утром 18 февраля нас привезли в школу № 2 посёлка. После представления в актовом зале всех гостей перед собравшимися выступили представители школы, администрации посёлка, нефтегазодобывающего управления (НГДУ) «Джалильнефть»; учащиеся дали самодеятельный концерт. Услышав в докладе одного школьника: «...Мы до сих пор не знаем, где похоронены джалильцы», я остановил его по пути на своё место и спросил его имя; он ответил: Ильназ Зарипов.
По окончании концерта, прерывавшегося выступлениями учащихся, их пригласили продолжить конференцию в своих классах. Я и сидевшие с другой стороны зала племянник Зинната Хасанова Алмас Якупов с супругой Зиной Ивановной и Фарит Салихов поднялись с мест, подошли навстречу друг к другу и мы с Алмасом Салмановичем, улыбаясь, обнялись как родственники. Так я познакомился со вторым племянником Зинната Хасанова. Разговаривая, мы вышли в коридор, где через некоторое время нам предложили пройти в один из классов послушать доклады учащихся. Войдя в класс, я увидел Альфата Закирзянова, принимавшего участие в оценке докладов.

После обеда мы прибыли во Дворец Культуры, где осмотрели музей Трудовой Славы посёлка; один из залов музея посвящён Джалилю. Как нам рассказали в школе, этот музей в своё время посещали жена Мусы Джалиля Амина Залилова, татарский писатель Рафаэль Мустафин и писатель из Германии Леон Небенцаль. Затем нас провели в концертный зал. Ведущая литературно-музыкального вечера представила нас зрителям, после чего пригласила на сцену. Перед собравшимися выступил начальник НГДУ «Джалильнефть» Каюмов Малик Шафикович, затем слово предоставили гостям. Я передал привет от заведующего Казанским Музеем-мемориалом Великой Отечественной войны Михаила Валерьевича Черепанова, который не смог приехать на конференцию, и передал его приглашение посетить сайт мемориала, где за последние полтора месяца появились фамилии более полутора тысяч участников войны, считавшихся пропавшими без вести, в том числе уроженцев Сармановского района; перечислил книги и фотоальбомы, переданные в музей посёлка сыном подпольщика Фарита Султанбекова Фоатом, в том числе книгу его отца «Мужество останется в веках»; назвал и свои записи, привезённые для музея посёлка; поблагодарил коллектив школы Старого Кашира, оперативно передавшего биографию Зинната Хасанова в музей Берлина; наконец, предложил присутствующим ознакомиться со своей статьёй, размещённой на сайте казанского мемориала войны, и задавать мне любые вопросы по этой статье.
После всех выступлений школьникам, принимавшим участие в конференции, вручали дипломы и сертификаты. Увидев среди них Ильназа Зарипова, я спустился к нему в зал и сказал: «Ильназ! В Берлине мы узнали, что могил «джалильцев» не существует. Оказывается, тела казнённых использовали как учебный материал в анатомических исследованиях». «Спасибо», ответил мне Ильназ.
Потом состоялся концерт, после которого мы опять прошли в музей Трудовой славы, где передали привезённые книги и сделали записи в книге отзывов. Кроме книг, я передал диски с записями интервью республиканскому телевидению Рафаэля Мустафина, Фарита Султанбекова, моего дяди Салиха Баттала, а также отрывка из спектакля Т. Миннуллина «У совести вариантов нет»; переписал в музейный компьютер фотографии, сделанные в Берлине, Куянково, Москве и Казани, связанные с именами членов группы Курмаша, а также воспоминания о дядях Салихе и Абдулле. После этого Алмас Салманович повёз нас с Альфатом в свою деревню.
В Старом Кашире мы посетили Дом Культуры, где посмотрели библиотеку и музей. Оказалось, что в этом музее хранятся предметы домашнего обихода, сделанные руками Зинната Хасанова. Здесь мы тоже сделали записи в книге отзывов; кроме книги Фарита Султанбекова и упоминавшихся дисков, в этот музей я передал также копию свидетельства о смерти Абдуллы Баттала, полученного в Берлине.
Сказав, что не отпустят гостей, приехавших из такого далека, не пригласив их домой, супруги Якуповы привезли нас к себе. Начавшийся у нас разговор продолжился застольем и оставил у меня особенно приятное впечатление, потому что каждый смог сказать по теме «джалильцев» всё, что считал нужным. Таким образом, наше посещение Сармановского района как началось в машине с живого обсуждения подвига членов подпольной группы Гайнана Курмаша, таким обсуждением и закончилось в доме у одного из племянников Зинната Хасанова.
Ближе к восьми вечера нас привезли обратно в Джалиль, а 19-го Заки отвёз нас с Альфатом в Казань. Большое спасибо организаторам конференции за приглашение и тёплый приём.
Естественно, что необходимость соблюдения графика мероприятия в какой-то степени ограничивает возможность выразить все свои мысли, поэтому позвольте сделать это сейчас.
К сожалению, как это часто бывает, и в моей статье на сайте мемориала войны некоторые пытаются вычитать между строк то, чего там нет. Предлагаю таким читателям известное средство: приводить в подтверждение своих слов соответствующий абзац. Суть моей статьи: я считаю, что нужно одинаково полно рассказывать обо всех членах подпольной группы, названных «джалильцами», и, поскольку считается доказанной руководящая роль Курмаша в их организации, так и нужно открыто об этом говорить.
Далее. Откровенно говоря, порядком надоела шаблонная реакция людей на моё замечание, что, согласно авторитетным источникам, нет фактов, говорящих пусть о невольной, но вине Абдуллы Баттала в провале их организации из-за его «чрезмерной доверчивости». Многие говорят, что, мол, авторы произведений имеют право на литературную обработку, «украшение» сюжета. Аргументы по этому поводу приведены в упомянутой статье, а в таких случаях я стараюсь задать два вопроса, ответа на которые, конечно, не получаю.
Первый: какую оценку эти люди дали бы такому «украшению», если бы кто-то так писал об ИХ родственниках, вина которых не доказана? Второй вопрос поставила сама жизнь. Как известно, в январе 2010 г. дочь Джалиля Чулпан Залилова, защищая честь отца, подала в суд на авторов пьесы «Крах плана «Барбаросса» (и правильно сделала, я считаю). У кого-нибудь хватило бы смелости сказать Чулпан Залиловой, что авторы, называя её отца другом Гитлера, всего лишь украсили пьесу? Ответ на этот вопрос известен. Тогда почему можно бездоказательно изображать доверчивым простаком одного из товарищей Джалиля - не вымышленного, а существовавшего человека?
Я не даю характеристику на героев - членов подпольной группы Курмаша; я стараюсь дать оценку сочинениям историков и писателей, пытающихся осветить их подвиг. У меня один вопрос: как объяснить их сочинения о «джалильцах» с точки зрения давно известных фактов? Другими словами, на какие факты они опирались, когда писали свои произведения? Несмотря на мои неоднократные просьбы к писателям, пишущим на тему «джалильцев», ознакомиться с моей статьёй, я пока ни от кого не получил ответа.

 

Помочь Мемориалу Великой отечественной войны www.kremnik.ru


Владелец домена, создание и сопровождение сайта — Елена Сунгатова.
Первоначальный вариант Книги Памяти (2007 г.) предоставлен — Михаилом Черепановым.
Время генерации: 0.083 сек