Пропавшие в архивах

Скоро мы будем отмечать 65 лет Великой Победы над фашизмом. Это повод вспомнить не только о славных победах наших отцов, дедов и прадедов на фронте, но и о неисчислимых потерях, которые наши народы понесли в той Отечественной войне. Повод вспомнить, что миллионы наших солдат до сих пор считаются «пропавшими без вести». А это значит, что они либо лежат в местах боев не захороненными с подобающими почестями, либо их семьям эту информацию просто не сообщили.

Забыли известить

По данным заведующего Музеем-мемориалом Великой Отечественной войны Национального музея РТ в Казанском кремле Михаила Черепанова, до сих пор насчитывается 200 тысяч уроженцев и жителей Татарстана, считающихся пропавшими без вести.

По его мнению, такие цифры объясняются не только тем, что в боевой обстановке некому было составлять донесения о потерях, но и в нашей традиционной безалаберности. Наше государство просто не считало нужным вести строгий учет всех, погибших на фронте, умерших в плену или в госпиталях от ран. И тем более – сообщать об их судьбе семьям. Что самое обидное, зачастую информация о судьбе пропавших без вести до сих пор просто покоится в архивах и ее можно найти даже сейчас, спустя десятилетия. Для этого требуется только скоординированная и систематическая работа. Но у нашего государства до этого не доходили руки ни раньше, ни сейчас.

– Когда я работал в центральном архиве со списками погибших, то увидел, что там до сих пор хранятся извещения о смерти, и их никто никому не переслал! – рассказывает Михаил Черепанов.

Чего стоит следующая реальная история: боец из Татарстана умер от ран в Казани, о его смерти сообщили в Смоленск, где находился его полк – таков был порядок, а родным, которые здесь, рядом, – нет. Они почему-то так и остались в неведении. Как следствие, татарстанец был похоронен в Казани, родственники об этом не знали долгие десятилетия, а сам он считался без вести пропавшим! Бред полный.

Точно так же считаются без вести пропавшими все 6 тысяч бойцов, которые умерли от ран в Татарстане. Из них 5 тысяч были погребены в Казани. Как рассказал Михаил Черепанов, их имена известны (правда, откуда они родом, удалось узнать не для всех), а вот могилы их мы не уберегли. Так, на Арском кладбище было уничтожено 4 тысячи могил красноармейцев. Так что если найдутся их родственники, то мы сможем только показать им стелу, где выбиты их фамилии, что они здесь действительно когда-то были захоронены.

– Мы любим критиковать прибалтийцев, которые перенесли могилы с одного места на другое, и ничего не говорим о том, что творится в Казани, у нас под носом, – с горечью говорит Михаил Черепанов. – Ведь улица Чехова – это бывшие братские могилы, здесь была целая траншея захороненных солдат. Люди ходят по тропинкам, сидят, отдыхают, целуются, и даже не подозревают, что ходят они по костям.

«Наша победа»

Ситуацию с пропавшими без вести усугубляет следующий факт. Дело в том, что ни в бывшем СССР, ни в странах СНГ до сих пор нет организации, которая на государственном уровне взялась бы за реализацию законного и очень важного права семьи военнослужащего иметь точную и правдивую информацию о его судьбе. Миллионам вдов и матерей солдат, отдавших за свободу страны самое дорогое – жизнь – просто некуда было обратиться.

За это время в каждом городе появились символические Вечные огни в память о Неизвестном солдате, были проведены сотни тысяч мероприятий, посвященных Великой отечественной, но ситуация с пропавшими без вести почти не изменилась. Так было проще чиновникам, считает Михаил Черепанов:

– У нас принято устанавливать вечные огни, говорить громкие слова на митингах, тратить бешеные деньги на поклонные горы и ни копейки не выделять на розыск пропавших людей. Считается, что это работа для пионеров, красных следопытов. Нас до сих пор все время ставят на одну доску с коллекционерами, туристами и спортсменами.

Ситуация может измениться с созданием межгосударственной общественной организации «Наша победа», главной целью которой станет поиск пропавших без вести в годы войны. Решение об этом было принято в Беларуси, где недавно, в преддверии 65-летия освобождения этой страны от фашистских захватчиков, прошла международная акция «Вспомним всех поименно».

Ее участники – представители поисковых отрядов и патриотических клубов стран СНГ и Балтии – посетили мемориальные места (в том числе Курган Славы, «Линия Сталина» под Минском, Хатынь) и братские захоронения, а также провели конференцию «Здесь погибли мои земляки» и научно-практический семинар «Поисковое движение в странах СНГ и Балтии».

Данное мероприятие стало завершением колоссальной работы по сбору списков погибших на территории Беларуси в годы войны. В частности, Михаил Черепанов передал в Министерство обороны Республики Беларусь для увековечения на братских могилах сведения об 11 тысячах погибших и захороненных в этой стране татарстанцах.

Но самое главное – участники акции решили создать межгосударственную организацию «Наша Победа», которой должна заниматься выяснением судеб пропавших без вести в годы войны, информированием их семей, охраной и благоустройством воинских захоронений в местах боев и в тылу, где дислоцировались госпиталя. Эта проблема, как выяснилось, существует во всех странах СНГ и Балтии.

Так, в Беларуси Михаил Черепанов познакомился с журналисткой, которая рассказала, что в Бишкеке есть безымянное кладбище, где похоронены солдаты, умершие во Фрунзенском госпитале от ран. Чтобы хоть как-то обозначить это место, она вместе с ребятишками выложила его камнями.

В свою очередь, Михаилу удалось выяснить, что в этом госпитале умерли трое наших земляков, но об этом не знают ни родственники, ни те, кто ухаживает за могилами. Один из них – украинец, который родился в Запорожье, но призывался в армию из Казани. Таким образом, поясняет заведующий музеем, информация о нем интересует три страны СНГ: Кыргызстан – потому что он там лежит и надо увековечить его имя, Украину – потому что там могут быть его родственники и Россию, а конкретно – Казань, потому что тут жила его семья, и может быть, сейчас живут его внуки.

Если брать масштабы СНГ, то таких примеров масса, речь идет о миллионах и миллионах солдатах, считающимися без вести пропавшими.

– В советское время существовала всесоюзная ассоциация поисковых отрядов. Тогда мы вместе организовывали экспедиции, обменивались списками фронтовиков. С распадом Союза остался Союз поисковых отрядов России. А потом из-за отсутствия финансирования распался и он. В настоящее время есть региональные центры, но порой они даже не знают, чем занимается каждый из них. Поэтому, чтобы скоординировать нашу совместную работу, и создается «Наша победа», – рассказал Михаил Черепанов.


ОЛЬГА ПАНФИЛОВА

Ключевые слова: 

 

Помочь Мемориалу Великой отечественной войны www.kremnik.ru


Владелец домена, создание и сопровождение сайта — Елена Сунгатова.
Первоначальный вариант Книги Памяти (2007 г.) предоставлен — Михаилом Черепановым.
Время генерации: 0.079 сек