Программа Клуба Воинской Славы

Казанский Городской Дворец детского творчества им. А. Алиша

Утверждаю                                                    Утверждаю
Директор ГДДТ им. А. Алиша                     Зав. отделом ГДДТ им. А. Алиша

 _____________  Е.Ю. Габитова                           _____________ Р.З. Хадыева 

«___»___________2009 г.                                     «___»___________2009 г.

 

Образовательная программа

«ШКОЛА ЮНОГО ПОИСКОВИКА»

(Программа подготовки активистов школьных музеев
и руководителей поисковых отрядов)

 

 

Возраст учащихся:
7 – 10 классы

Срок реализации:
1 год

Руководитель:
М.В. Черепанов

 

 

Казань 2009
Пояснительная записка

Одно из основных направлений патриотического воспитания молодежи, как подчеркнуто в одноименной программе, действующей в Республике Татарстан, - участие школьников в поисковой работе, более основательное изучение истории Великой Отечественной войны. На совещании, посвященном подготовке к встрече 65-летия Великой Победы в марте 2009 г., Президент РТ М.Ш. Шаймиев подчеркнул, что особенно неуместен дежурный подход к патриотическому воспитанию школьников… Нужно внести коррективы в учебную программу, нужны нестандартные и наглядные формы обучения, такие как участие в пополнении новыми экспонатами школьных музеев боевой славы, занятия в республиканском музее Великой Отечественной войны.
Понимание необходимости высококвалифицированной, многообразной, неформальной подготовки поисковиков и активистов школьных музеев боевой славы с применением новых форм и методов изучения истории войны, использования информационных технологий и практических занятий подтолкнуло руководство Казанского Городского Дворца детского творчества им. А. Алиша и Музея-мемориала Великой Отечественной войны в Казанском кремле к объединению усилий в создании Клуба Воинской Славы. Одна из главных задач клуба – организация «Школы юного поисковика».
Слушателями школы по замыслу организаторов должны стать учащиеся 7-10 классов, желающие более активно, на высоком уровне и максимальной отдачей работать как в составе поисковых отрядов, так и в советах школьных музеев боевой славы. Созданная специально для этого программа предназначена для теоретической и практической подготовки руководителей школьных поисковых отрядов и экскурсоводов школьных музеев.
Программа представляет собой образовательную систему, связанную с изучением истории Второй мировой войны, Великой Отечественной войны и Республики Татарстан.
Программа направлена на формирование у учащихся чувств патриотизма, нравственных устоев и национального самосознания.
Деятельность членов клуба способствует сплочению коллектива, повышению образовательного и культурного уровня.
Реализация программы  создает условия для психологической подготовки школьников-руководителей поисковых отрядов и советов школьных музеев боевой славы, участников поисковых экспедиций, развития индивидуальных способностей, дальнейшего самообразования.
Программа помогает подготовить учащихся к общественной деятельности по увековечению памяти погибших земляков, глубокому изучению истории своей семьи и региона, к участию в поисковых экспедициях.
Программа включает в себя как теоретический материал, так и практические работы на местности, работу с документами, архивами, на компьютерах, также предусмотрено выполнение творческих заданий.
После года обучения, молодой человек при желании может получить допуск к полевым работам. Можно предложить в форме участия в учебно-тренировочной Вахте Памяти.

 Учитывая специфику занятий в поисковом отряде, отличную от кружков и секций, в программу включены мероприятия, свойственные клубам по интересам или общественным организациям. Такие, как, телефонный опрос населения, работа с письмами, участие в городских митингах, торжественных собраниях, благоустройство братских захоронений, подготовка к экспонированию музейных реликвий и т.д.

 

 

Методика проведения подготовки поисковых отрядов по программе
«Школа юного поисковика» Казанского городского Клуба Воинской Славы.

Цели и задачи программы.

Цели: развитие и воспитание подростков через участие их в сохранении и увековечении памяти защитников Отечества; в восстановлении исторических событий в своем регионе; в милосердном отношении к ветеранам войны и труда, к старшему поколению; изучение истории Татарстана.
Для достижения целей нужно решать следующие задачи:
•  обучать работе с историко-архивными материалами;
•  обучать основам родоведения (генеалогии, геральдики);
•  обучать работе с электронными базами данных;
•  обучать навыкам написания материалов для СМИ и азам издательской деятельности;
•  обучать основам археологии, краеведения, топографии, анатомии;
•  обучать оказанию первой медицинской помощи;
•  привлекать к участию в создании экспозиции, выставок, проведении экскурсий,
•  обучать работе в полевых условиях;
•  формировать понятие о поисковом движении и его месте в современном мире.

Формы и методы работы:
•  теоретические занятия (работа с документами, беседы, лекции);
•  практические занятия (сан.подготовка, работа в архивах, на ПК, поисковые экспедиции);
• индивидуальная работа (написание рефератов, курсовых, работа над экскурсиями), групповая работа и т.д.

Программа курса рассчитана на год обучения - общее количество 144 пед/часа.
Программа рассчитана для работы с учащимися 7 – 10 классов.

Практические занятия делятся на летний и зимний период. В летний период - выезды на природу, в учебные экспедиции, в идеале – участие в поисковой экспедиций, закрепление на практике пройденного материала.
В процессе практических занятий на основе собранного материала создаются:
- электронная база данных о уроженцах и жителях Республики Татарстан, участвовавших в защите Отечества в годы Второй мировой войны;
- экспозиции и временные выставки в музеях школ и Музее-мемориале Великой Отечественной войны в Казанском кремле;
- тематические рефераты по истории войны, биографиям героев и ветеранов войны, по родоведению;
- семейные летописи и альбомы;
- проводятся встречи в родственниками тех, кто считался пропавшим без вести на фронте, но его место и обстоятельства гибели установлены поисковиками;
- проводятся вечера-встречи с молодежью города и района; работа в архивах города и республики.
Выполнение ребятами конкретных поручений (будь то розыск семей погибших солдат, подготовка публикаций для прессы или оформление экспозиции) позволяет судить об уровне освоения ими теоретического и практического материала.
Своеобразной формой итогового контроля можно считать участие подростков в ежегодном отчетном семинаре поисковых отрядов республики, выступление ребят с докладами по теме исследования, работу в роли экскурсоводов на передвижных выставках.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН

№               Тема  занятий

Количество часов

 

Всего

Теоретичес-ких занятий

Практических занятий

1. Поисковый отряд - общественная организация.

1

1

 

2. Страницы истории поискового движения в России. Поисковое движение сегодня.

4

4

 

3. Поисковое движение Татарстана

8

8

 

4. Слагаемые поисковой работы.

6

6

 

5. Стратегия войны. Основные этапы.

8

8

 

6. Работа с картами боевых действий разного масштаба, архивными материалами.

4

 

4

7. Основные сражения, крупные боевые действия в период Великой Отечественной войны и поисковое движение в этих регионах.

10

10

 

8. Трагедия плена. Антифашистское Сопротивление.

10

5

5

9. Татария в годы Великой Отечественной войны

8

8

 

10. Без вести пропавшие. База данных.

16

6

10

11. Введение в генеалогию. Родоведение.
Просопография.

4

3

1

12. Увековечение памяти земляков в СМИ, поисковая работа в прессе.

8

4

4

13. Методика поиска

8

4

4

14. Классификация захоронений

1

1

 

15. Правила эксгумации

6

3

3

16. Работа с медальонами

4

2

2

17. Техника безопасности

8

4

4

18. Поиск и туризм

6

3

3

19. Вахта Памяти. Поисковая экспедиция

4

4

 

20. Документация поискового отряда

2

2

 

21. Экипировка поисковика

2

1

1

22. Работа со щупом.

2

 

2

23. Турснаряжение поисковика

4

2

2

24. Медико-санитарная подготовка

8

4

4

25. Итоговое занятие. Зачет

2

 

 

Всего

144

93

51

1. Поисковый отряд - общественная организация.

Вступительное занятие. Понятие общественной организации, правовые основы общественной организации, изучение устава отряда, цели и задачи поискового движения, права и обязанности поисковиков (вступительный инструктаж).

2. Страницы истории поискового движения в России. Поисковое движение сегодня.

Поисковое движение, роль энтузиастов - Орлова, Краснова. Поисковые отряды-пионеры 60-х, 70-х годов. Первый слет в г.Калуге (1988), Всесоюзный Координационный Совет поисковых отрядов, АСПО, личности в поиске - Ю.М. Иконников, Ю.Смирнов, В. Щер­банов, И. Прокофьев и др.
Крупнейшие Межрегиональные поисковые объединения «Южный рубеж», «Искатель». Судьбы поисковых отрядов бывших Союзных республик - Латвии, Белоруссии, Украины, Казахстана. Международная Ассоциация «Народная память о защитниках Отечества» (президент Иванова Е.А.)
Просмотр видеофильмов о поисковых отрядах России.

3. Поисковое движение Татарстана

История зарождения и развития поискового движения в Татарии. Первые поисковые экспедиции казанских отрядов. Поисковые отряды Татарстана – регионы работы и тематика поиска. Знакомство с работой одного из отрядов - посещение поискового музея отряда.
Просмотр видеофильмов о поисковых отрядах Татарстана.

4. Слагаемые поисковой работы.

Поиск - это история, работа в архиве, опрос населения, разведка, раскопки, захоронения, поиск родных без вести пропавших, работа с Книгой Памяти, музейное дело, уход за могилами и памятниками, пропаганда патриотических традиций  и т.д.
Просмотр методических фильмов о раскопках.
                                                                                                                            
5. Стратегия войны. Основные этапы.

Мифы и факты о начале войны. Стратегические решения советского командования – «за» и «против». Наиболее значительные события Второй мировой и Великой Отечественной войн.
Понятия тыл, фронт, оккупированная территория. Деление страны в поиске на «тыловые» и «боевые» регионы. Линии фронта и обороны, боевые позиции. Сожженные деревни, концлагеря, партизанское движение и др.
Просмотр видеофильмов о войне.

6. Работа с картами боевых действий разного масштаба, архивными материалами.

Выявление перспективных зон поиска с помощью архивных документов и публикаций.

7. Основные сражения, крупные боевые действия в период Великой Отечественной войны и поисковое движение в этих регионах.

Хроника Великой Отечественной войны, основные события. Брестская битва. Битва за Москву (подвиг панфиловцев). Оборона Ленинграда («Невский пятачок»), события под Новгородом. Трагедия 2 Ударной Армии, Аджимушкая и одесские катакомбы, Курская битва, Прохоровское поле, просмотр документальных фильмов, изучение тематической литературы.
Просмотр видеофильмов о битвах.

8. Трагедия плена. Антифашистское Сопротивление.

История вопроса. Положение пленных. Судьбы солдат в плену – смерть от голода, казнь за попытку побега, каторжные работы, работа на оборонных предприятиях или в частных хозяйствах, участие в воинских формированиях. История легиона «Идель-Урал». Подвиг М.Джалиля.
Практическое занятие с копиями фильтрационных дел и документов из интернета

9. Татария в годы Великой Отечественной войны

Книга «Память» Татарстана. 700 тысяч ушедших на фронт и 360 тысяч – не вернувшихся. Соединения, сформированные на территории Татарской АССР. «Казанский обвод». В тылу ковалась Победа. Герои Советского Союза, уроженцы и жители Татарстана. Подвиги земляков (М.П. Девятаев и ФАУ-2, Г.Гафиатуллин и др.)
Практическая работа: сбор свидетельств о войне на территории Татарстана.
Просмотр видеофильмов.

10. Без вести пропавшие

Определение понятия без вести пропавшего солдата. Статистика по Великой Отечественной войне. Судьбы семей без вести пропавших после войны. Увековечение памяти без вести пропавших в послевоенные годы. Методика розыска семей пропавших без вести.
Практическая работа с мемуарной и документальной литературой.
Просмотр видеофильмов о войне и поисковой работе.
Практические занятия с электронной базой данных.

10. Вечер Памяти «Возвращенные из небытия»

Творческий вечер с приглашением других поисковых отрядов, ветеранов войны, солдатских вдов, учащихся учреждений образования, на базе которых созданы отряды. Использование материалов по результатам поисковой работы.

11. Введение в генеалогию. Родоведение. Просопография.

Основные понятия. Азы архивного дела, составление семейной летописи, генеалогического дерева.

12. Увековечение памяти предков в СМИ, поисковая работа в прессе.

Элементарные навыки написания материала для СМИ и предоставления пресс-релизов о мероприятиях музея и выставках.
Практические занятия. Творческий конкурс. Встреча с журналистами.

13. Методика поиска

Изучение местности, сопоставление с картами 40-х годов (архивные документы). Технология поиска: шурф, полное вскрытие, обследование при помощи металлоискателя, щупа.

14. Классификация захоронений

Плановые воинские и госпитальные, боевые, санитарные, мемориальные.

15. Правила эксгумации

Основные требования к проведению эксгумационных работ, меры безопасности и соблюдение санитарных норм.

16. Работа с медальонами

Из истории введения солдатского медальона в Красной Армии, виды медальонов в период Великой Отечественной войны, правила работы с медальонами и условия их хранения. Технология прочтения документов на компьютере. Практические занятия.
                                                                                                                            
17. Техника безопасности

ТБ при обнаружении взрывоопасных предметов. Санитарные нормы жизни в полевых условиях и поисковой работы. Школа выживания - поведение в экстремальных условиях. Первая медицинская помощь.

18. Поиск и туризм

Работа с картами, компасом, ориентирование в лесу и незнакомой местности. Обучение туристическим навыкам (переправы, узлы).
Выездное занятие в лесу                                                                                             

19. Вахта Памяти - Поисковая экспедиция

Что такое Вахта Памяти? Категории Вахт Памяти, экспедиции. Организация  жизни и работы в полевом лагере. Распорядок жизни в лагере и режим работы. Штаб Вахты Памяти. Обязанности членов отряда. Просмотр видеофильмов.

20. Документация поискового отряда

Все формы документов (заявление, обязательство, протоколы эксгумации, листы опроса, инструктажи, отчеты командиров, полевые дневники, летописи отрядов)

21. Экипировка поисковика
Игра «Мой рюкзак»                                                                                                      

22. Работа со щупом.
Практическое занятие на местности                                                                          

23. Турснаряжение поисковика

Установка палатки в условиях непогоды. Сооружение простейших однодневных укрытий из подручных средств. Порядок и способы разведения костра. Правила пожарной безопасности  в .лесу. Практические занятия

24. Медико-санитарная подготовка.

Виды травм и их предупреждение. Виды травм, встречающихся в полевых условиях. Оказание доврачебной помощи при травмах, тепловых ударах, пищевых отравлениях, термических ожогах, несчастных случаях на воде. Технология оказания первой помощи: правила обработки ран, наложения: кровоостанавливающих повязок и жгутов, правила транспортировки пострадавшего. Практ. занятия.

25. Итоговое занятие. Зачет.                                                                                                             

 

Заведующий Музеем-мемориалом Великой Отечественной войны
в Казанском кремле,
руководитель Клуба Воинской Славы            ГДДТ им. А. Алиша       

М. В. ЧЕРЕПАНОВ

 

Помочь Мемориалу Великой отечественной войны www.kremnik.ru


Владелец домена, создание и сопровождение сайта — Елена Сунгатова.
Первоначальный вариант Книги Памяти (2007 г.) предоставлен — Михаилом Черепановым.
Время генерации: 0.063 сек