И В ТРУДЕ ЕСТЬ МЕСТО ПОДВИГУ


Гражданско-патриотическое воспитание на базе отраслевых музеев

Нередко в нашей воспитательной работе встречаются акценты, что настоящим патриотом может стать только человек в военной форме. Что героем можно стать только на войне. Даже саму эту деятельность чаще всего называют не иначе как военно-патриотическая.

Мы, несомненно, должны использовать в процессе воспитания патриотов изучение истории войн, военных подвигов, судеб героев фронта. Но не менее важно, на мой взгляд, использовать в качестве примера для молодого поколения судьбы тех соотечественников, которые совершали свои подвиги в тылу, на рабочем месте.

Пора в полной мере дать понять нашим детям, что совершить подвиг в повседневной, мирной жизни порой гораздо сложнее. Даже фронтовики, завоевавшие немало боевых наград в бою, признают, что в тылу порой было гораздо сложнее, чем на передовой.

Отрадно, что ветераны войн и военных конфликтов, Вооруженных Сил принимают активное участие в воспитании подрастающего поколения. Но не менее важно, чтобы в этом процессе принимали участие и герои тыла, те, кто заслужил высокие награды своим трудом. Кто как не герой Социалистического Труда или кавалер ордена Трудовой Славы может доказать молодым, что необязательно участвовать в боевых действиях, чтобы доказать свою любовь к Отечеству? И такое воспитание не менее важно, чем пропаганда службы в армии.

Да, настоящий мужчина должен отслужить в армии, выполнить свой долг перед родиной, но совершить настоящий подвиг можно и в мирной жизни. И сделать это могут и должны даже те, кто не может служить в войсках из-за здоровья, вероисповедания, других причин. Наши девушки могут и должны быть патриотами в гражданской жизни.

Немало примеров, когда представительницы так называемого «слабого пола» совершали не меньшие подвиги, чем их отцы и мужья в армии.

Пора по-настоящему приравнять в воспитательной работе значение героического труда тружеников оборонной промышленности, нефтяников, строителей, транспортников и тружеников села, представителей других не менее важных для страны профессий. Чтобы не создавалось у молодежи неправильное мнение, что трудившиеся в цехах и на полях «отсиживались» в тылу, пользуясь бронью. Что по сравнению с фронтовиками они люди второго сорта.

Особенно важно в этом плане поддержать инициативу присвоения Казани почетного звания «Город – герой тыла». Нашей задачей должна быть подготовка не только будущих солдат (что практически исключает из поля зрения девушек), но и таких граждан, которые стремились бы проявить себя на производстве, на стройке, в поле и на ферме. Одно дело – единичные случаи награждения орденами доярки или артиста, и совсем другое – систематическая пропаганда самоотверженного труда каждого на своем рабочем месте.

И начать эту нелегкую работу должны в том числе и музейные работники. Дети должны слышать наши рассказы не только о фронтовых подвигах, но и о конкретном вкладе героев тыла, Социалистического Труда, кавалеров Ордена Трудовой Славы в обороноспособность и экономическую самостоятельность нашей страны. Наши дети должны в полной мере уважать не только ратный, но и мирный труд.

В истории нашей республики немало примеров, свидетельствующих о огромной роли тружеников промышленности и сельского хозяйства в укреплении обороноспособности страны. При желании любой исследователь, сотрудник музея может найти факты о том, как труд наших оборонщиков порой спасал мир от уничтожения не меньше, чем воинские подвиги на передовой.

К сожалению, в экспозиции нашего музея очень мало внимания уделяется подвигу татарстанцев-оборонщиков, тружеников тыла. Предстоит огромная работа в фондах НМ РТ, совместная деятельность с отраслевыми музеями города и республики по сбору экспонатов и обновлению экспозиции. Предстоит воссоздать целый экспозиционный комплекс «Тыл – фронту».

В воспитательной работе и в обновлении экспозиции Музея-мемориала трудно переоценить роль отраслевых, специализированных музеев. Проблема гражданско-патриотического воспитания в трудовых коллективах сегодня актуальна как никогда. Не секрет, что широкомасштабная и четкая структура работы с молодежью на предприятиях, существовавшая во времена комсомола, сегодня почти утрачена.

Практика соревнования трудовых молодежных коллективов на право носить имя героя войны, участие заводчан в увековечении памяти погибших за освобождение родины дедов, финансирование реконструкции памятников на воинских захоронениях и установки новых памятных знаков на местах боев – все это лишь факты недавней истории.

На современных предприятиях, даже если они являются государственными, остались лишь профсоюзные собрания, редкие встречи с ветеранами, спортивные соревнования, да смотры художественной самодеятельности. Целенаправленная деятельность по гражданско-патриотическому воспитанию рабочей молодежи ведется сегодня лишь на базе заводских и отраслевых музеев.

К сожалению, далеко не все заводские музеи пережили так называемый период перестройки, когда вместе с компартией и комсомолом уничтожались по инерции и музеи боевой славы. Считалось, что они носители враждебной новой власти «большевистской» идеи. И даже если какие-то производственные музеи уцелели в период смены госстроя, прекратилось финансирование подавляющего большинства из них. Уцелеть удалось лишь тем музеям, где остались истинные энтузиасты своего дела или осталось у руководства предприятием понимание важности таких понятий, как традиции, трудовые династии, честь фирмы, корпоративное «краеведение».

Примеров успешной деятельности производственных музеев в Казани, к сожалению, не так уж много. Тем ценнее их опыт работы.

Один из наиболее известных в нашей республике отраслевой музей – Музей истории связи Республики Татарстан. До недавнего времени он находился в самом центре Казани, на ул. Баумана. В его мероприятиях принимали участие тысячи сотрудников предприятий связи, ветеранов войны и труда, студентов и школьников. Имея свой конференц-зал, сотрудники музея могли проводить массовые встречи поколений, тематические выставки, чествования ветеранов и передовиков производства. Сам рассказ об истории развития средств связи в Республике Татарстан вызывал чувство гордости за свершения дедов и отцов. Разговор с молодыми сотрудниками предприятий связи шёл не только о подвигах связистов на фронтах, но и о достижениях сотрудников радиостанций, обеспечении спецсвязи. Наиболее интересной была экспозиция действующих телеграфных аппаратов, телефонов разных поколений, раций и других средств беспроводной связи. Содержание экскурсий воспитывало чувство гордости не только за мужество связистов-фронтовиков, но и за трудовые достижения татарстанских связистов до и после войны. Молодежь получала ценные знания по развитию средств связи в России и Татарстане.

Вот уже несколько лет Музей истории связи РТ находится в помещении Казанского электротехникума связи. С одной стороны – он стал поближе к студентам, будущим связистам. Но с другой – фактически потерял статус и республиканского, и отраслевого. В помещение техникума просто так с улицы любой желающий уже не придет. Тем более, невозможно устраивать в музее массовые мероприятия с производственной молодежью.

И хотя встречи с ветеранами-связистами, ветеранами отрасли Музей продолжает устраивать не только для студентов техникума, масштаб работы уже не тот. А отдельные экскурсии и лекции на базе музея не могут заменить той многогранной общественной работы, которая велась в прежние годы.

Подобных примеров, к сожалению, немало.

Поистине героическими усилиями продолжают свою работу сотрудники музеев завода «Энектроприбор», ОАО «Казаньоргсинтез», ОАО «Казанькомпрессормаш», завода ЭВМ (КПО ВС), Медицинской академии, МВД, народного образования, завода им. Горького в Зеленодольске и других.

В рассматриваемом ракурсе обладают немалым потенциалом музеи не только авиационной, приборостроительной и нефтеперерабатывающей промышленности. Немало интересного сохранилось и в таких небольших музеях, как Музей фабрики «Кинопленка» в школе № 92, музей Юдинского бронепоезда в школе № 152.

Словом, все мы, музейные работники, можем и должны принять более активное участие в воспитании патриота-гражданина, для которого трудовой подвиг не менее престижен, чем боевой.


М.В. ЧЕРЕПАНОВ, зав. отделом НМ РТ


«Музей-мемориал Великой Отечественной войны»

 

Помочь Мемориалу Великой отечественной войны www.kremnik.ru


Владелец домена, создание и сопровождение сайта — Елена Сунгатова.
Первоначальный вариант Книги Памяти (2007 г.) предоставлен — Михаилом Черепановым.
Время генерации: 0.106 сек