Моабитская тетрадь: Засекреченный подвиг

Солдатская книжка солдата легиона «Идель-Урал»

25 августа исполняется 65 лет со дня казни подпольной группы легиона «Идель-Урал», которой руководили Г.Курмаш и М.Джалиль. На встрече, которая пройдет в 14.00 в Музее-мемориале Великой Отечественной войны в Казанском кремле, посетители смогут ознакомиться с новым прочтением широко известных Моабитских тетрадей поэта-героя.

Казалось бы, 65 лет - срок достаточный для того, чтобы во всех деталях разобраться в том, за что татар-легионеров приговорили к самой редкой казни на гильотине в тюрьме, где содержались только государственные преступники фашистской Германии.

Было время не только у спецслужб, но и у журналистов, историков, литературоведов для того, чтобы в деталях описать как саму деятельность подпольщиков в глубоком тылу врага, так и ее результаты, а главное – добиться полной реабилитации доброго имени джалильцев-курмашевцев.

К сожалению, и 65 лет спустя после казни приходится констатировать, что подвигу М.Джалиля и его Немецкая листовка — пропагандистский фотоальбом о Гитлеребоевых друзей так и не дана достойная оценка. Он так и остается для соотечественников «за семью печатями». А отсутствие правдивой информации приводит к распространению домыслов и клеветы. Доброе имя юридически не возвращено большинству из казненных вместе с поэтом-героем 25 августа 1944 г. в Берлине. Более того, ставится под сомнение сам факт казни. Клевета на Джалиля и его товарищей все чаще публикуется на страницах печати не только Турции, но и Татарстана.

Показательный пример – публикация в журнале «Мирас» (№7, 2009) пьесы А. Сахапова и Э.Ягудина «План «Барбаросса». Редактор издаваемого в Татарстане журнала не побрезговал предложить читателю поражающую своей глупостью и грубостью клевету на одного из руководителей татарского антифашистского подполья Героя Советского Союза политрука М.М. Залилова (М.Джалиля). Основание для публикации – заявление авторов о том, что они «подали заявку на получение Нобелевской премии».

За какую же историческую сенсацию А.Сахапов и Э.Ягудин собираются получать международное признание? Один из главных героев пьесы некто «Адольф фон Гитлер» заявляет, что лично вытащил из лагеря военнопленных поэта Мусу Джалиля, который пришел к нему на день рождения и подарил написанную в честь него поэму «Атилла». За это «фон Гитлер» дал поэту квартиру, машину и даже типографию, в которой тот издал хорошие книги. А диверсиями и разложением легиона «Идель-Урал» занимались Гайнан Курмаш и «уфимский башкир» Мустафа Гумеров, которых гестапо разоблачило и арестовало.

Любой школьник, читавший хоть что-то про фюрера Германии, может лишь посмеяться над версией, будто Гитлеру так понравилась поэма на татарском языке, что он пригласил ее автора, политрука-коммуниста к себе на день рождения и подарил квартиру с типографией. (К слову, Джалиль не писал стихи даже на русском языке, не говоря о немецком). Упомянутая пьеса заслуживает серьезного анализа разве что с точки зрения психиатрии. Не понятна логика многочисленных литературоведов, которые пересказывают клевету, оставляя ее без опровержения.

Каждый желающий сможет найти книги и информацию в Интернете с перечислением документов и фактов о том, каковы результаты подпольной деятельности Курмаша-Джалиля. Имперский суд Германии еще в феврале 1944 г. признал, что главное «преступление» группы «Курмаша и других» - разложение легиона. 11 лет назад доктор исторических наук И.Гилязов, изучив архивы Германии, подсчитал масштабы этого разложения. Именно легион «Идель-Урал» дал движению Сопротивления в Европе как минимум 30 тысяч вооруженных бойцов в 1943-1945 годах. Остается выяснить, был ли политрук М.Залилов тем самым Гумеровым, который казнен вместе со всеми в августе 1944-го.

Редактору журнала «Мирас», который доверил честь своего издания никому не известным авторам грубой клеветы хотелось бы напомнить, кто занимался делом политрука М.Залилова после войны, кто добился его фактической реабилитации. Как ни странно, активную роль в этом сыграл министр Госбезопасности Татарской АССР (с 9.04.1948 по 16.03.1953) генерал-майор КГБ Д.С. Токарев. Трудно представить, что он не нашел бы по горячим следам компрометирующей информации о связи Джалиля с фашистами и лично Гитлером. (Сегодня любой желающий имеет возможность проверить по архивам, кто посещал фюрера в 1943-44 годах.) Даже если учесть, что генерал Токарев был как и политрук Залилов уроженцем Оренбургского уезда и до августа 1919 г. работал в хозяйстве отчима в деревне, вряд ли это послужило бы причиной для укрывательства фашистского агента. Звание генерала в госбезопасности фактически приравнивалось к маршалу в армии. И получил его Токарев за довоенную службу в погранвойсках, разведдеятельность за рубежом, службу в высшем аппарате НКВД СССР. Подчеркну особо: в сталинские времена. Это при жизни «вождя всех народов» генерал-майор ГБ Токарев добивался полной реабилитации Джалиля. Если бы была малейшая причина для сомнений – какой смысл опытному особисту связывать свою судьбу и карьеру с именем какого-то политрука-перебежчика? Только полная уверенность в том, что напоминание о результативности работы группы Курмаша-Джалиля добавит очки руководителю НКВД Татарии, а вовсе не земляческие симпатии заставили министра ГБ Татарии заниматься делом политрука Залилова.

И генерала КГБ Токарева можно понять. Изучение всех свидетельств и документов доказывает, что деятельность М. Джалиля в плену действительно имеет историческое значение. И, прежде всего для народов Татарстана.

Его имя и авторитет действительно имели вес не только среди военнопленных, но и в кругах татарских националистов, предложивших свои услуги немцам в организации татарских легионов. Их целью было создание антисоветского формирования с надеждой заиметь посты в правительстве будущего эфемерного государства «Идель-Урал». Была реальная опасность создания легионов по принципу мусульман­ского фанатизма. К чему это может привести, мы знаем сегодня не понаслышке.

Фашисты изо всех сил старались использовать исламский фактор в натравливании народов Поволжья на Советскую власть. Гитлеровцы пытались убедить представителей мусульманских народов СССР, что именно она - главный враг их веры и культуры. Что целью национал-социализма является построение на территории поверженного СССР исламских государств.

Но результат усилий фашистских пропагандистов был плачевным. 22 марта 1945 г. руководитель Татарского посредничества в Германии Стамати признавал: «Лишь 20-30% татар имеют религиозное сознание… Деятельность мулл среди них скорее комична, они олицетворяют собой прошлое… Важнейшим для татар является национальный момент. Этому рассудительному крестьянскому народу религиозный фанатизм не присущ вовсе. Панисламизм вряд ли найдет у татар широкий отклик.» (См. И.Гилязов. Легион «Идель-Урал», с.305.)

Не получилось создать из военнопленных-татар фанатиков-шахидов. Наши деды и прадеды хорошо понимали, что их сотрудничество с врагом может привести к гибели родных и близких. И напомнил им об этом широко известный в Татарии еще до войны поэт Муса Джалиль.

Свидетелей его выступлений в лагерях военнопленных были тысячи. Один из них – С.Х. Набиуллин, уроженец с.Баланны Муслюмовского района. Сагидулла Хасанович рассказывал мне, как политрук Залилов читал со сцены стихи антисоветского содержания. О чем? Заглянем в Моабитские тетради Джалиля.

1919-stroky

Пьеса «Варварство», написанная им для постановки в лагерях военнопленных в 1943 г., посвящалась 1919 году, временам так называемого «красного террора». (Подзаголовок стихотворения буквально так и переводится: «Напоминание о 1919 годе». См. Моабитские тетради. 2005, с.141.) Тогда членов семей противников новой власти - женщин и детей - чекисты расстреливали как заложников. В арабском тексте стиха человек, командующий расстрелом, назван «большеносым мадьяром». (А не майором, как утверждает официальная версия. Политрук Залилов не мог не знать, что звания «майор» в 1919 г. не было ни в Белой, ни в Красной Армии.) Поэт напоминал землякам, что и в Оренбуржье, и в Татарии в 1919-1920 гг. действовали так называемые интернациональные карательные отряды, созданные из военнопленных венгров и чехов. В книге Н.С. Фролова «Трагедия народа» зафиксирован один из таких фактов: «Из Москвы прибыла рота китайцев и отряд мадьяр-красноармейцев. Вот результаты действий мадьяр в Новошешминске: расстреляно 8 женщин, 70 мужчин, сожжено 117 домов, ограблено 118 домов… В феврале 1920 г. появился термин «чистка контрреволюционеров». (с.26)

Несомненно, о подобных действиях «интернационалистов» знали многие военнопленные-татары в 1943 г. Джалиль не случайно выбрал именно такую тактику убеждения: он напоминал соотечественникам, что их родные и близкие живут под властью НКВД и расстрелы могут повториться.

А чтобы напомнить землякам о способности Сталина осуществлять масштабные репрессии, политрук Залилов не побоялся написать честное стихотворение «Илгэ кергэч Иван…» Смысл которого ясен даже ребенку: когда пришел Иван, татарский народ постигло такое горе, будто потухло солнце. И только проливая кровь в борьбе, народ может вернуть себе солнечный свет. (См. Моабитские тетради, 2005, с.155.)

Нам говорят, что поэт под именем Иван имел ввиду фашистов. Мало верится, что он был настолько неразборчив в выборе слов. Что мешало ему написать «дошман»? У данного стиха конкретная цель - напомнить об опасности для народа со стороны не только оккупантов, но и своего Ивана - царя, генерального секретаря, любого другого политического лидера России. Насколько актуально обращение поэта к землякам, мы понимаем после развязывания войны в Чечне. В этом смысле стихотворение Джалиля сродни фразе Ю.Фучика: «Люди, я любил вас, будьте бдительны

Насколько эффективной была такая тактика Джалиля и его соратников, свидетельствуют масштабы перехода легионеров на сторону партизан. Упомянутый выше С.Набиуллин так же подтвердил, что после выступления поэта многие пленные отказались служить в легионе и стали стремиться к побегу. Сам Сагидулла Хасанович, судя по сохранившемуся в архиве ФСБ РТ фильтрационному делу №21378, достойно держался во вражеском плену и даже помог бежать товарищу. Но политической реабилитации и удостоверение участника войны дождался лишь… в 2002 году.

Бойцы Французского Сопротивления. 1944г.

Сила поэтического слова М. Джалиля преодолела все старания Ш. Алмаса и фашистских пропагандистов. Не удалось разыграть ни религиозную, ни нацио­налистическую карты. Процесс разложения легиона стал массовым. Десятки тысяч солдат легиона «Идель-Урал» могли спокойно отсидеться в немецких лагерях, дождаться освобождения союзниками, но они рисковали жизнью, активно сопротивляясь фашистам. Для чего? Думали, прежде всего, не о себе, а о нас с вами, о потомках.

Все это дает право утверждать: главный результат деятельности группы Курмаша-Джалиля в том, что народы Поволжья не постигла участь калмыков, ингушей, чеченцев и крымских татар. Депортации в наших республиках не было. Участие политрука Залилова в работе по разложению легиона в форме «антисталинской» и националистической пропаганды не умаляет значения его подвига и искусства. Более того, предупреждение Джалиля актуально сегодня как никогда. Очень важно не поддаваться на лозунги религиозной и националистической пропаганды, заботясь, прежде всего о благополучии и чести своего народа. Призрачные идеи создания суверенного государства типа Штатов Идель-Урал не стоят тех рек крови женщин и детей, которые могут пролиться в развязанной гражданской войне.

Читая призывы нынешних националистов к суверенитету, хочется пожелать им внимательнее прочесть стихи Моабитского цикла Мусы Джалиля.

Заведующий Музеем-мемориалом Великой Отечественной войны,

член-корреспондент Академии Военно-исторических наук

Михаил Черепанов

Тел.5678-044.

 

 


Владелец домена, создание и сопровождение сайта — Елена Сунгатова.
Первоначальный вариант Книги Памяти (2007 г.) предоставлен — Михаилом Черепановым.
Время генерации: 0.119 сек